ВОПРОС: Чем больше человек в запутывается в поступках, тем больше его душа не рада, и тем сильнее он крутит колёса желаний, рождающих гнев, вожделение, страхи, пытаясь отжать счастье…. сильнее запутывается и вязнет. Так?

ОТВЕТ: Нет. Надо понимать, что желания ума человека быть радостным, счастливым – это натуральный процесс. Приносить уму расстройства – не является частью духовного прогресса. Ум естественно стремится быть счастливым, это нормально. Всё, что хочет тело – это тоже натуральные процессы. Но настоящая удовлетворённость, насыщенность должна происходить из дхармичной (праведной) деятельности.

К примеру, ты голодный и чтобы остановить этот голод ты съел полторы парадхи (индийская лепешка). До этого ум был возбуждён, желая что-нибудь покушать, и вот сейчас он удовлетворён – это Дхарма (порядок). Что же будет Адхармой (беспорядком)? Когда человек говорит: «О! Такая классная парадха! Съем ка ещё пару!» Он уже удовлетворился, но язык хочет ещё – он ест вторую, третью, четвёртую и думает: «А теперь – последнюю! А потом просто пройдусь на проглочу, таблеток для хорошего переваривания. Вот и всё». Такое насыщение языка – Адхарма. Накопительство, собирательство – это всё плохие тенденции. Нужно принимать лишь столько, сколько тебе действительно надо. Всё, что «экстра», дополнительно – это уже не путем. Во всём нужна мера.

Часто путают, что если поступаешь не правильно, то не получишь счастья. Но на практике, люди очень радостны, получая что-то, полагая себя телом, испытывают удовлетворение тела, ума и вполне счастливы. Это профанация, когда заявляют: «Примите духовный путь и обретите истинное счастье!» Люди посмотрят скептически, ведь у них и так уже всё «нормально».

Счастливость человека и истинная духовность – это очень разные вещи. Быть счастливым — это не значит быть духовным. Адхьятма (духовный путь)– это значит находиться в Дхарме (жить со смыслом по высшему закону). В этом исполнении предназначения приходит счастливость или нет – не суть важно. Это очень разные понятия – счастливость ума и исполненность сердца, которая возникает из следования своей Дхарме. Служение Господу – это Его счастье.
Такое часто происходит с родителями. Они очень заботятся о счастливости ребёнка и исполняют свой долг. Но не всегда родители рады так же, как рад ребёнок. Они устают, беспокоятся, но при этом глубоко внутри у них чувство удовлетворения. Исполненность долга есть, а счастья, как мы его привыкли понимать – «улыбка на лице» – может и не быть. В Адхьятме, духовности, человек исполняет своё внутреннее, духовное предназначение, Атма-дхарму. А то, как это проявляется вовне не всегда похоже на «счастье».

Если человек всё время улыбается и всё время радостен – это не значит, что он на пути духовности, он может быть очень далеко от этого.

Посмотрите на животных – они все радостны, счастливы – бегают, летают, они живут свою Джада-дхарму (телесное предназначение) и исполнены, но они не на пути духовности. Сколько бы ты ни брался доказывать, что состояние счастья – это и есть истинная духовность – это будет лицемерием. Человек склонен так лицемерить оттого, что у него сильные Бхога-вритти, он просто хочет наслаждаться…. И в то же время – «несчастлив» – это не значит что не духовен….

ВОПРОС: скажите, учитель, а в полном исполнении своей Атма-дхармы – человек уже не печалится?

ОТВЕТ: Если он в Атма-дхарме, то думает уже не о себе. С точки зрения его тела – ему уже ни хорошо, ни плохо, ни радостно, ни печально – он уже вне этого. Но о других он может печалиться. Сострадание. Когда человек в Атма-дхарме – это не значит, что он как камень статичен и постоянен в своём состоянии.

ВОПРОС: А это случаем не сентименты? Его сострадание?

ОТВЕТ: Сентименты приходят от ума, а не от Атмы. Человек сентиментальный смотрит умом, в разрезе: хорошо, плохо, нравится, не нравится на уровне тела. И в этом сентименте в нём происходит сочуствие. Человек проснувшийся, что следует пути Атма-дхармы, будет смотреть на другого не как на тело, а как на душу (Дживу), которая запуталась в своей деятельности, Карме. Он будет думать: «Господи, ему нужно делать всего четыре дела, а он занят четырьмя сотнями дел. Господь, дай ему, пожалуйста, разума, мудрости исполнить свою Дхарму, чтобы он это наконец осознал». Он выражает такую эмоцию по отношению к его Атме — это и есть сострадание. А человек на уровне ума может видеть то же самое, но думать: «Бедный человек, так много работает, столько делает, четыре сотни дел! Может я ему помогу…» И так он тоже впрягается череду множества дел. Это сентимент.
Помогать телу – сентимент. Помогать душе – сострадание.

Агнидев джи, 2018 Бадринатх, Индия
Индийская Школа Естествознания

Последние записи: