Любая культура всегда несет в себе определенные эмоции, но одни призваны возвысить сознание человека, а другие стимулируют его низшую природу. Причем, чем дальше деградирует человечество, развивая в себе порочные качества, тем более грубой и менее мелодичной становится музыка. И нет ничего более ужасного, чем дурная музыка, ибо она отражение сознания людей. Ведь слушание — это форма общения. Конечно, можно возразить: «А как же классика? Моцарт, Бетховен?» К сожалению, классика давно уже отошла на страницы истории, уступив место современной популярной музыке, являющейся непосредственной потребностью людей нашего времени. «Попса» — вот полноправная королева современных человеческих сердец. И она все реже и реже уделяет внимание мелодизму и смыслу в своих песнях, и все чаще на передний план выдвигается ритм (чаще всего не очень созидательного характера). За редким исключением, эта музыка обычно лишена всякого смысла, так как «пережевывает» извечные мирские темы и отнюдь не приближает человека к чему-то возвышенному. А ведь именно в этом ее истинное предназначение.
В ведической музыке, напротив, в высшей степени развит мелодизм, ритм и смысл.
Смысл — основа разумного человеческого бытия. Ведическая музыка глубоко духовна, так как основана на гимнах Сама-веды, прославляющей Господа и Его энергии. Традиционно музыка — это обряд поклонения Богу.
Мелодизм — в нем ведической музыке нет равных. Достаточно хотя бы раз послушать профессиональных индийских певцов, чтобы в этом убедиться. Если в европейской музыкальной системе существует всего 12 полутонов, то в ведической и по сей день обучают 22 полу- и четверти тонам. Именно поэтому индусы поют так неподражаемо. Гибкость их голоса и многообразие вокальных приемов по праву делает их настоящим алмазом в сокровищнице мирового вокала.
Для большого понимания этого момента мы кратко остановимся на термине «рага». У этого слова есть много значений, но в данном контексте оно означает музыкальный звукоряд, который окрашивает сердце человека в определенный «цвет», или эмоцию (расу). Веды утверждают, что существует бесчисленное количество раг (от 365 основных до миллионов столь же разнообразных как все живое). Все они отражают разнообразный спектр эмоций и явлений: сезон года, состояния природы, время суток и, в конечном счете, все возможные эмоции человека, воспринимающего эти явления. Поскольку раги выражают определенные эмоции (расу), при должном понимании с их помощью можно выразить абсолютно все, в том числе и то, что вы сейчас ощущаете, читая журнал. Раги нисходят непосредственно из духовного мира и передают неповторимые ощущения соприкосновения с духовной реальностью. И поскольку духовная реальность бесконечно более тонка, чем материя, то и выражение духовных эмоций бесконечно превосходит ее в своем внешнем проявлении, то есть в игре и пении. Ведическая музыка является неискаженным отражением духовной реальности, именно поэтому она так сложна, тонка и разнообразна.
Что касается ритма, то в ведической музыке есть уникальные по сложности и ритмической изысканности талы. Тала — это ритмический рисунок. В наиболее известных талах бывает 6 долей (Дадра тал), 7 (Рупак тал), 8 (Кахарва тал), 10 (Джап тал), 12 (Эк тал), 14 (Дхамар) и 16 долей — (Тин тал). Есть также комбинации из 9, 11, 13, 15, 17 и 19 долей, которые исполняются наиболее выдающимися мастерами. Европейские ритмы, как правило, квадратны и имеют четное количество долей — 4, 8, 16, хотя бывает и 3, и 5, но чаще всего, особенно в популярной музыке, используются только квадратные ритмы. Нам понятна квадратная музыка, в то время как ведическая кажется слишком сложной. Но чем более тонко сознание человека, тем более тонко оно выражается вовне, в разных аспектах его жизни. Ведическая музыка — это музыка тонкого духовного сознания, а не грубого материального тела.
Древние музыкальные тексты утверждают, что существует 108 разных тал, которые имеют от 3 до 108 долей. Современные музыканты Индии используют около 20 тал. Остальные очень сложны для восприятия даже профессиональных музыкантов.
Еще же одно важное отличие ведической музыки — это ее импровизационность. С появлением нотной грамоты, люди постепенно стали терять культуру выражения своих эмоций в звуке, заменив их чужими эмоциями на бумаге. Это тонкая форма проявления имперсонализма. В этот век все идет под шаблон и конвейер, люди боятся быть личностями, и музыка не исключение. Ведическая же музыка импровизационна, и в этом ее жизненность и привлекательность для исполнителя. И хотя она строится по определенным канонам, в их пределах остаются безграничные возможности для самовыражения. Обычно традиционная музыкальная форма такова:
  1. Алапа — медитативное вступление, играемое спонтанно. Солист плавно импровизирует, вводя слушателей в характер заданной раги. Плавные переливы тампу-ры (безладовый 4 струнный инструмент) задают тональность и создают мистический фон, умиротворяя ум.
  2. Джор — постепенно проявляется основная тема или кусочки будущей темы, продолжаемые спонтанно обыгрываться солистом. Пока еще не присутствует четкий ритм. Ударные инструменты играют трели.
  3. Гата — знаменует начало четкого ритма. Задается основная тема. Вступает ритм-секция: караталы, мриданги или таблы. Задается тал. С этого момента и далее Гата, имеющая определенную фиксированную форму (например 16 тактов), становится для музыканта той темой, к которой он должен вернуться после импровизации. Это своего рода медитация и раскрытие музыкантом настроения раги. В этом смысле есть схожесть данной музыки с модальным джазом, разработанным прославленным саксофонистом и композитором Джоном Колтрейном. В модальной музыке задается тема на определенный лад (или 2 лада) и далее идет длительная импровизация на него. Но отличия все же есть, например, в ритме. Тот же Джон Колтрейн не использовал в модальном джазе вариации с размерами и темпами. То есть задавался один темп (скорость), и он не менялся на протяжении всего произведения. Также не менялся размер. В Гате же используют и то, и другое. Также помимо игры на 22 микротонах ведические музыканты используют многочисленные технические приемы, не имеющие аналогов в западной музыке. Я сделал для себя большое открытие, впервые услышав как играет шенай (ведический духовой инструмент) и узнав в нем неизменные ходы саксофона Джона Колтрейна. Весь мир считал его гением со своей уникальной манерой игры (хотя, вне всякого сомнения, в контексте джаза он останется им навсегда), а он, как выяснилось, просто подражал игре майпурских шенаистов. Любопытно, что последние годы жизни Колтрейн был вегетарианцем, медитировал каждое утро, читал «Бхага-вад-Гиту», и мечтал съездить в Индию. Великого саксофониста тянуло на мистический Восток.
  4. Джхала — кульминация. Здесь рага становится все более волнующей. Инструменты и голос поют стремительные пассажи. Часто бывает быстрый диалог (перекличка) солиста и ударных инструментов. Также в джхале используют очень красивый вокальный прием, когда в быстром темпе солист поет рагу протяжно, а хор подпевает какой-то небольшой кусок темы в накладку.
Сочетание глубокого смысла, импровиза-ционности, многочисленных технических приемов, тонкости мелодий и несравненных ритмов, не оставляет сомнений в том, что ведическая музыка достойна того, чтобы ей обучались.
Музыка — это наука о взаимодействии звуков. Существует ряд ведических текстов, описывающих предмет музыки. Самые знаменитые из них: «Бхакти ратнака-ра», «Сангита макаранда», «Сангита Сара», «Гандхарва веда», «Натья Шастра», «Гандхарва Веда»…
Как наука ведическая музыка подразделяется на “саптанга” — семь частей:
  1. Сурадхьяя — раздел, который трактует звуки (нада). Семь основных нот — свары, полутона — шрути и т.д.
  2. Таладхьяя — раздел, повествующий о ритме.
  3. Рагадхьяя — раздел, раскрывающий раги и мелодии.
  4. Астадхьяя — раздел, описывающий музыкальные инструменты, такие как вина, тампура, эсрадж, саптасар, караталы, мриданга, пакадж, шенай и т.д.
  5. Нритьядхьяя — раздел, касающийся танца (поскольку танец неразрывно связан с пением и игрой).
  6. Чештадхьяя — раздел, объясняющий движения пальцев и рук (мудры — жесты) в ритме танца или пения.
  7. Артхадхьяя — раздел, посвященный пониманию (смысла) мелодий и ритма.
В древних Пуранах (исторических хрониках) описывается, как Господь Кришна, являя свои земные игры, обучался в гурукуле (школе) 64 видам искусств, которые шли в следующем порядке:
  1. Гитам — пение;
  2. Вадьям — игра на 4-х типах музыкальных инструментах;
  3. Удака вадьям — игра на глиняных горшках, по-разному наполненных водой;
  4. Вина дамарука вадьяни — изготовление разных инструментов;
  5. Нритьям — танец и т.д.
То есть изучение музыки занимало не последнее место в ведическом образовании. Знание передавалось из уст в уста, и музыка не исключение. Этот принцип называется парампара — цепь учителей. Ценность этой традиции в том, что любое знание было связано с личностью и с благодарностью по отношению к тому, от кого оно исходит. Такой подход позволял музыканту не только научиться чему-то на практике, но и развить в себе божественные качества.
Музыкальному звуку, как божественному дару, присуща способность сильного воздействия как возвышающего, так и разрушительного характера. Агрессивная музыка вызывает в нас агрессию, а медитативная умиротворяет. Влияние звука на человека очень хорошо известно всем, кто занимается рекламой. Даже если самую ненужную вещь начать рекламировать через звук, особенно если придумать для рекламы четверостишье с запоминающимся напевом, то люди ее купят. Мы начинаем желать то, о чем слушаем, и становимся тем, что слушаем. Исполнитель должен вести за собой слушателя, и в идеале оба должны одновременно воспринимать всю картину, воплощенную в звуке.
У каждой мелодии есть тонкая форма или образ. Этим обусловлен факт того, что одна и та же мелодия может нравиться одним и не нравиться другим людям. То есть внутренне человек готов или не готов воспринять тонкий образ, посылаемый вместе со звуками музыки. Каждый ритм и мелодия несет в себе определенную гуну — качество. Это качество, попадая в наше сознание, окрашивает его в определенный цвет и проявляет в нас определенные желания. Три основных качества и связанные с ними желания — это невежество (разрушение, иллюзия), страсть (деятельность, творение) и благость (поддержание, созерцание). Помимо этих качеств музыка может нести в себе духовную энергию и духовный образ. На санскрите это называется «нада брахман» — духовная реальность, воплощенная в звуке. От того, что мы слушаем, зависит, какое состояние сознания мы разовьем.
Одно из самых сильных средств музыкального выражения — песня. Она сочетает в себе сразу два искусства — поэзию и музыку. В былые времена всю философию излагали в стихах и под музыку. Так как простым людям было сложно понять философию, мудрецы писали философские песни — бхаджаны…
По материалам журнала “108”.

Последние записи: